Книжный бизнес на ладони: как DataBird обрабатывает миллионы бит данных, выводит новые позиции на рынок и сводит углубленную аналитику для клиентов
Книги и печатная продукция – категория, стремительно захватывающая маркетплейсы. И если в США книжный бизнес уже давно перекочевал в онлайн (привет, Amazon, привет, Джефф Безос!), то в СНГ этот процесс начался совсем недавно.
Да, как вы уже поняли, статью эту мы главным образом пишем для издателей, селлеров и предпринимателей, которые работают с книгами и печатной продукцией на маркетплейсах. Если вы хотите узнать, как эффективно управлять контентными данными, оптимизировать процесс загрузки характеристик и выводить популярные товары на рынок быстрее конкурентов, читайте дальше.
2 ключевых источника закупки товаров
В каждой нише на маркетплейсах – свои особенности. И пока, к примеру, в нише продажи одежды десятки потенциальных каналов поставок, селлеры книг работают всего с двумя основными способами
Закупка у издателей. Это основной канал поставок. Крупные издательства сотрудничают с селлерами напрямую, предоставляя продукцию оптом.
Работа через дистрибьюторов. Если издатель не предлагает оптовые условия или селлер не хочет работать с ограниченным ассортиментом, используются дистрибьюторы. Они дают доступ к широкой линейке книг.
Издатели часто сами выходят на маркетплейсы, чтобы контролировать дистрибуцию и увеличить маржу, особенно на популярные новинки.
Как селлеры получают контентные данные в этой сфере?
Без контентных данных товар не окажется на маркетплейсе. Без характеристик товаров, визуала, кодов, аннотаций – книги не будут соответствовать стандартам WIldberries, OZON, Яндекс.Маркет, а клиенты не будут покупать продукцию.
Контентные данные селлеры могут получать несколькими путями:
Прямо от издателей. Издатели предоставляют готовый контент: описания, фотографии, ISBN-коды, аннотации.
Самостоятельное создание. Некоторые селлеры самостоятельно пишут описания, создают обложки и карточки товара, адаптируя их под требования площадки.
Однако, без автоматизированного инструмента вроде DataBird, обработка данных занимает много времени и может привести к ошибкам, из-за которых карточка не будет загружена. Посудите сами: успешная работа в книжном сегменте – это сотни книг, десятки авторов и тысячи мелких деталей. Удобно ли курировать весь этот процесс вручную? Отнюдь.
Что популярнее всего на маркетплейсах в “книжной” категории?
Новинки популярных авторов.
Бестселлеры (например, классика и ТОП-100 от известных магазинов).
Литература для детей.
Профессиональная и образовательная литература (особенно по IT, финансам, маркетингу).
Хобби-книги (кулинария, DIY, саморазвитие).
ТОП-продажи книг при этом зависят от следующих факторов:
Новизна и популярность автора. Например, книги Дарьи Донцовой или Джоан Роулинг сразу стали бестселлерами в свое время.
Отзывы и рейтинг. Положительный фидбэк поднимает карточку выше.
Привлекательная цена. Скидки и акции часто играют решающую роль.
Качественный контент. Полное и привлекательное описание, профессиональные фото и релевантные ключевые слова.
Достаточно ли этого для старта? Не совсем.
Каждый маркетплейс предъявляет свои требования к заполнению характеристик, включая:
Размеры книги.
Количество страниц.
Тип обложки (твердая, мягкая, переплет).
ISBN.
Жанр, целевая аудитория.
Если вы намерены стартовать на нескольких маркетплейсах одновременно, огромный массив данных придется еще и адаптировать под разные площадки.
Получается, для успеха в книжном сегменте нужно свести 3 объемных данных:
информация о потенциальных категориях
+
факторы, влияющие на ТОП-продажи
+
требования и характеристики маркетплейсов.
Свести эти условия и получить результат – вопрос корректной работы с данными. Для успешного решения этой задачи нужен либо штат сотрудников, что не исключает человеческий фактор, либо автоматизированные решения.
Ошибки при заполнении приводят к тому, что товар либо не загружается, либо отображается некорректно. DataBird помогает стандартизировать и ускорить передачу данных.
Важно: у товаров этой категории есть особенности визуализации.
Фото обложки. Это ключевой элемент, который влияет на кликабельность карточки.
Разворот книги. Показывает внутреннее оформление, особенно важно для детских книг, альбомов, кулинарных сборников.
Видео. Не является обязательным, но может повысить конверсию для подарочных изданий или книг с уникальным дизайном.
Более того, у продажи книг и печатных товаров на маркетплейсах есть свои особенности:
Лицензионные ограничения. Издатели защищают права на продукцию, что ограничивает доступ селлеров к определенным позициям.
Сезонность. Книги покупают активнее перед праздниками, началом учебного года или сезона отпусков.
Сложность с возвратами. Печатные изделия возвращаются редко, но их качество (помятости, сколы) строго оценивается покупателями.